Публикации Rail Garant
Rail Garant: задача – войти в число лидеров
20/04/11Частная группа компаний Rail Garant, объединяющая ряд железнодорожных операторов, планирует до 2013 г. увеличить операционной парк до 25 тыс. вагонов. В том числе программа по развитию парка подвижного состава предусматривает увеличение числа нефтебензиновых цистерн и танк-контейнеров почти вдвое, до 4,5 тыс. и 3,5 тыс. единиц соответственно. Об этих и других целях на новом посту в интервью Argus рассказал генеральный директор Rail Garant Роман Котенко.
– Какие цели поставили перед вами акционеры, пригласив возглавить Rail Garant? – Группа интенсивно развивается. Увеличивается парк, развиваются новые направления перевозок, появляются новые задачи организационного характера, решение которых будет так или иначе влиять на работу и результативность группы в целом. Главные задачи, стоящие передо мной, – это консолидация активов холдинга, оптимизация существующих бизнес-процессов, текущих операционных и организационных расходов. В частности, для этого была создана управляющая компания «Рейл Гарант Финанс» – структура, которой компании группы отдадут на аутсорсинг ряд функций: финансовые, бухгалтерские, кадровые и оставят себе только производственную деятельность. «Сибур» стал для меня школой того, как выстраивать системный бизнес и уверен, этот опыт, поможет мне в достижении поставленных целей в Rail Garant. Еще одна задача – подготовить компанию к первичному публичному размещению акций (IPO). Мы видим хорошие примеры на железнодорожном рынке и также нацелены на достижение положительного результата. – А если говорить о конкретных показателях, которых планируется достичь? – Перед холдингом стоит достаточно амбициозная задача – в ближайшие три года войти в число лидеров среди российских операторов по объемам перевозок и размеру подвижного состава в управлении. Безусловно, Rail Garant и сейчас является значимым игроком на рынке железнодорожных перевозок. Консолидированный парк группы насчитывает 20 тыс. единиц. По итогам прошлого года объем перевозок превысил 20 млн т. Это хороший показатель. – Как бы вы охарактеризовали текущую ситуацию на российском рынке цистерн и полувагонов? – На наш взгляд, цистерны и полувагоны сегодня – одни из самых востребованных видов подвижного состава. На рынке цистерн происходит выбытие бывшего инвентарного парка, поэтому операторы стараются закупать новые вагоны. Но, в отличие от рынка полувагонов, баланс спроса и предложения нефтебензиновых цистерн уже достигнут. На рынке полувагонов, напротив, ощущается острый дефицит. В результате растет стоимость новых вагонов и арендные ставки операторов. По нашим прогнозам, такая тенденция продлится не более трех лет. Затем ситуация должна стабилизироваться, что, в свою очередь, приведет к снижению стоимости вагонов и арендных ставок. – Пока ваша компания выглядит универсальным перевозчиком (см. справку). Вы сохраните эту политику? – Сегодня более половины парка Rail Garant приходится на универсальные вагоны. Определенные прогнозы на будущее давать сложно. Ситуация на рынке постоянно меняется. Что будет завтра, покажет анализ и тщательное изучение рынка. До 2010 г. группа интенсивно наращивала операционный парк. Сейчас наши приоритеты сместились в сторону увеличения доли собственных вагонов. До конца 2013 г. консолидированный парк Rail Garant составит не менее 25 тыс. вагонов, при этом доля собственного парка увеличится до 60%. Мы ориентированы на долгосрочную перспективу и не стремимся к получению краткосрочного заработка, поэтому приоритетным для нас является приобретение подвижного состава в собственность. – Рынок цистерн считается высококонкурентным и сформировавшимся. А вы как его оцениваете? – Не секрет, что рынок нефтебензиновых цистерн достаточно четко структурирован. У нас сегодня в управлении – около 2,5 тыс. единиц. К концу 2013 г. мы планируем увеличить их количество до 4,5 тыс. штук. Нам этого достаточно. У нас есть устоявшиеся клиенты и стабильные объемы перевозок. Тем не менее, мы стараемся находить пути увеличения показателей деятельности группы в сфере перевозок нефтепродуктов. Не стоит забывать, что Rail Garant сегодня является крупнейшим собственником танк-контейнеров для перевозок сжиженных углеводородных газов, продуктов химии и нефтехимии. – Каких важных событий в отрасли ждете в этом году? – Мы с интересом ждем конкурса по продаже Первой грузовой компании (ПГК). Независимо от того, кто приобрет компанию, произойдет встряска рынка в части изменения клиентской базы, ставок и тому подобному. Интересна динамика развития Второй грузовой компании, которая тоже серьезно повлияет на ситуацию, сложившуюся на железнодорожном рынке. И, конечно, ждем более упорядоченной системы перевозок на сети РЖД, так как видим, что сегодня проблемой становится нехватка локомотивов, влияя на оборачиваемость вагона и, как следствие, на его доходность. – А решения проблемы непроизводительного порожнего возврата ожидаете? – Наращивание парка на всей сети РЖД приводит к увеличению порожнего пробега, сеть забивается, локомотивов начинает не хватать. Но думаю, что профессионалы, стоящие во главе отрасли, предпримут все усилия для решения этой проблемы. Argus Нефтетранспорт, апрель 2011 |