публикации компаний группы

Главная задача СПЕЦТРАНСГАРАНТ- сохранить и укрепить лидерство на рынке

27/09/10
Объемы транспортировки нефтеналивных и химических грузов постоянно растут, соответственно повышается спрос на их перевозки. Но готовы ли операторы обслужить дополнительные грузопотоки? Об этом наш разговор с генеральным директором ООО «Спецтрансгарант» (СТГ) Александром Фокиным.  

Структурированные перевозки  

– Александр Васильевич, «Спецтрансгарант» входит в группу компаний Rail Garant. Какое место компания занимает в общей структуре холдинга?
– СТГ – одна из основных компаний группы Rail Garant, крупного российского оператора, консолидирующего активы железнодорожных компаний. Уточню, что консолидация подразумевает сохранение за компаниями их специализаций, это позволяет четко структурировать сегменты перевозок группы. Так, СТГ занят транспортировкой наливных химических грузов, сжиженных углеводородных газов и нефтепродуктов в танк-контейнерах и вагонах-цистернах.  

– Какие тенденции развития рынка железнодорожных перевозок нефтеналивных грузов Вы бы сегодня отметили?
– С начала 2010 года на рынке наблюдается увеличение объемов транспортировки нефтеналивных грузов. Правда, немалая доля здесь приходится на трубопроводы. Еще одна особенность – повышение требований к подвижному составу для перевозки нефтепродуктов. А что касается участников рынка транспортировки нефтеналива, то мы не видим на нем глобальных изменений. Существенно не изменилось и распределение объемов перевозок между операторами.  

– Как Вы оцениваете нишу, которую сегодня занимает СТГ на рынке железнодорожных перевозок?
– В настоящий момент операционный парк СТГ превышает 4 тыс. единиц подвижного состава (1980 цистерн, 1292 танк-контейнера и 921 фитинговая платформа). До конца года парк танк-контейнеров вырастет не менее чем на 500 единиц, что повлечет за собой и увеличение парка фитинговых платформ, предназначенных для железнодорожных перевозок танк-контейнеров. Нашим основным видом деятельности была и по-прежнему остается перевозка наливных грузов в танк-контейнерах. Напомним, что СТГ – одна из первых российских компаний, начавших осуществлять транспортировку сжиженных углеводородных газов (СУГ ).И на сегодняшний день она является лидером по перевозкам СУГ в танк-контейнерах. Наша основная задача сейчас – сохранить и укрепить свое лидерство. Что касается перевозки наливных химических грузов (сравнительно молодого для нас направления перевозок), то в ближайшие два-три года мы планируем занять лидирующую позицию на рынке перевозок жидкой химии. 

– Есть ли сейчас дефицит подвижного состава, необходимого для перевозок нефти и нефтепродуктов? Вы не планируете в этом году пополнять свой парк?
– Да, для рынка транспортировки нефти и нефтепродуктов вновь характерна нехватка подвижного состава, что обусловлено списанием вагонов инвентарного парка. По нашим прогнозам, до конца года дефицит увеличится в связи с сезонным снижением перевозок нефтепродуктов речным и водным транспортом, и основная нагрузка ляжет на железные дороги. Также приведет к дефициту подвижного состава открытие комплексов нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов. Так что до конца 2010-го СТГ планирует увеличить парк до 2892 цистерн. И этим планы не ограничиваются: приобретение цистерн продолжится и в следующем году. На данный момент под перевозку нефтепродуктов компания использует новые цистерны повышенного объема (85 куб. м, 2010 года выпуска), что, несомненно, является конкурентным преимуществом СТГ на рынке: клиенты предпочитают именно большекубовый подвижной состав.  

– Какие дополнительные услуги оказывает компания?
– Кроме основных услуг по перевозке нефтепродуктов, сжиженных газов и предоставлению в аренду операционного парка, СТГ оказывает ряд сопутствующих услуг, востребованных клиентами. Среди них можно выделить согласование дополнительных нормативных документов, техническое освидетельствование танк-контейнеров, поставку запасных частей, консультирование по техническим вопросам, организацию плановых и деповских ремонтов. 

 Мы готовы к инновациям  

– СТГ осуществляет перевозки по России, в страны ближнего и дальнего зарубежья железнодорожным, автомобильным, морским и речным транспортом. Расскажите, пожалуйста, в каких случаях лучше выбрать цистерны, а в каких – танк-контейнеры?
– Основное преимущество танк-контейнеров в том, что они сохраняют качество грузов на протяжении всей транспортировки. Особенно актуально их использование при мультимодальных перевозках ввиду возможности перемещения танк-контейнеров с одного вида транспорта на другой без перегрузки продукта.  

– Хотелось бы узнать об используемой запорно-предохранительной арматуры на танк-контейнерах. Почему вы остановили свой выбор на продукции компании Fort Vale?
– Имея значительный опыт эксплуатации танк-контейнеров для перевозки СУГ и нефтехимических продуктов, мы столкнулись с рядом проблем, которые заставили нас заниматься данным вопросом. Сегодня ни одно российское предприятие не производит запорно-предохранительную арматуру для танк-контейнеров под перевозку наливных нефтехимических продуктов, хотя это очень актуально. Под перевозку СУГ в парке танк- контейнеров подобная арматура от отечественных изготовителей имеется. Однако она оставляет желать лучшего по надежности и ремонтопригодности. Поэтому мы обратили свое внимание на компанию Fort Vale – признанного мирового производителя запорно-предохранительной арматуры. При этом стоимость выпускаемой ею продукции с учетом доставки на территорию России оказалась не выше стоимости российских аналогов. В 2008 году СТГ произвел первые поставки арматуры Fort Vale. Опыт оказался удачным, и в 2009–2010 гг. объемы поставок увеличились. Доставка арматуры осуществлялась на заводы – производители газовых танк-контейнеров. При этом СТГ стал крупнейшим потребителем запорно-предохранительной арматуры Fort Vale, что было отмечено коммерческим директором компании Fort Vale Ltd. Кевином Сингхом во время его визита в Россию.  

Насколько важно гибкое ценообразование на рынке транспортных услуг и индивидуальный подход к каждому клиенту?
– Качественный сервис предполагает оказание самых разных услуг. Периодически нам поступают запросы на транспортировку груза в регион, куда нашей компании еще не доводилось доставлять грузы. В таких ситуациях не всегда понятен финансовый итог сделки, и компания вынуждена идти на риск, выстраивая новые логистические схемы. Тем не менее мы готовы к инновациям. Поэтому ищем такие решения, которые устраивают обе стороны. Клиент получает ту услугу, которая ему требуется, а мы расширяем свое присутствие на рынке. В этом в первую очередь и заключается гибкость ценообразования СТГ и индивидуальный подход к каждому клиенту.

Журнал "РЖД-Партнер"