публикации компаний группы
СПЕЦТРАНСГАРАНТ. Особенности использования танк-контейнеров при перевозке и хранении СУГ
15/02/10По оценкам экспертов, на данном этапе наблюдается тенденция к увеличению объемов потребления сжиженного углеводородного газа (СУГ). Однако ограничения транспортных тарифов, нехватка подвижного состава и недостаточно развитая железнодорожная инфраструктура негативно сказываются на цене реализации СУГ. Предприятия не могут получить существенной выгоды от благоприятной ценовой конъюнктуры.
Переключение части грузопотока в танк-контейнеры позволяет решить проблему нехватки подвижного состава, сократить сроки транспортировки, миновать монополизированные системы хранения-перевалки и существенно улучшить экономику перевозок. Основными звеньями логистики СУГ, как известно, являются производство–транспортировка–оптовый рынок–розничный рынок. Груз везут в цистернах до российского порта, затем – танкером до европейского, сливают в портовое хранилище (с последующим перемещением в евроцистерны) или в цистерны для доставки конечному потребителю. Движение по "звеньям", таким образом, происходит с неоднократными переливами груза (в местах перевалки, на стыках смены видов транспорта или ширины колеи железной дороги), из-за которых происходят потери продукта при испарении, растут затраты и увеличиваются сроки доставки груза. Кроме того, из-за ограниченной мощности переливочных станций в портах возникает простой вагонов. Как следствие, очередной раз возрастают издержки и повышаются риски пожарной и экологической опасности. Вместе с тем традиционные схемы транспортировки СУГ жестко привязаны к существующей инфраструктуре – обязательному наличию железнодорожных подходов или, при автотранспортировке, к ограниченному рынку сбыта близлежащего региона. В первом случае следует иметь в виду, что продукт технологически не может быть доставлен непосредственно конечному потребителю, а во втором – объем выпуска продукции будет ограничен особенностями перевозочного процесса. На многих месторождениях, а также нефте- и газоперерабатывающих предприятих, не имеющих возможности отгрузки на железнодорожный транспорт, но обладающих возможностью ограниченного вывоза СУГ автотранспортом, (связанного с месторасположением региона сбыта) имеются излишки газа, которые приходиться сжигать на факелах. В то же время принципиально новые схемы логистики с использованием танк-контейнеров позволяют доставлять "излишки" потребителям "от двери до двери" (например, на АГЗС) из любой точки "А" в любую точку "Б" без потерь. Танк-контейнер решает задачи Транспортировка сжиженных углеводородных газов в танк-контейнерах решает ряд принципиальных задач логистики СУГ. Во-первых, вполне очевидна выгода производителей, которые смогут существенно расширить географию сбыта и тем самым увеличить объемы продаж. Во-вторых, сам по себе танк-контейнер может использоваться в качестве хранилища и как резервуар, что способствует увеличению количества точек розничной торговли. И наконец, транспортировка СУГ танк-контейнерами позволяет исключить их потери за счет прямой перегрузки танк-контейнеров с одного вида транспорта на другой. Данное обстоятельство особенно актуально для экспортеров и импортеров, сталкивающихся с необходимостью переливания груза при смене железнодорожной колеи и перегрузке на судно. При этом сохранение химических и органолептических свойств продукции обеспечивает специальная сталь, из которой произведен сосуд танк-контейнера. Железнодорожные тарифы для танк-контейнеров несколько выше, чем для железнодорожных цистерн, но если учесть, что танк-контейнеры позволяют работать без затрат на инфраструктуру и доставлять груз в нужную точку без ГНС, – несложно заметить, что конечная цена груза снизится на 40-50% в сравнении с перевозкой автомобильным транспортом и в железнодорожных цистернах. Это особенно актуально, если учесть, что большинство заводов по переработке газа расположены в регионах крайнего севера, которые не имеют железнодорожного сообщения. Примеры из практики Практический пример логистической схемы с использованием танк-контейнеров выглядит так: завод по производству СУГ, как правило, находится на значительном удалении от крупных городов и не имеет железнодорожной инфраструктуры. Танк-контейнер автотранспортом подают на завод под погрузку, после чего доставляют до железнодорожного терминала и грузят на фитинговую платформу. Затем танк-контейнер отправляется получателю. Грузополучатели, в свою очередь, перегружают танк-контейнер на автотранспорт и везут до газозаправочной станции. Газозаправочный комплекс растет На мировом рынке спрос на сжиженное углеводородное топливо растет вдвое быстрее, чем на сырую нефть, и имеет тенденцию к постоянному увеличению, как из-за ужесточения экологических требований, так и по причине удорожания нефти. В Западной Европе действует уже более 10 тыс. АЗС, работающих на сжиженном газе, а среднегодовые темпы роста количества газозаправочных станций на российских автодорогах достигают 30% в год. По нашим оценкам, довольно четко просматривается стратегия России на переориентацию бензина с внутреннего рынка на экспорт и замещению его газомоторным топливом. Во всяком случае, "Газпром" уже разработал "Целевую комплексную программу развития газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе" на 2007–2015 годы. В соответствии с "Программой" предусматривается ввод в эксплуатацию 200 новых АГНКС и 90 передвижных автозаправщиков в 47 субъектах Российской Федерации. Реализация "Программы" позволит к 2015 году удвоить число газозаправочных станций и, как следствие, увеличит рынок транспортировки сжиженного углеводородного газа. Подводя итог, необходимо сказать, что использование танк-контейнеров поможет преодолеть наметившийся бурный рост газового рынка. Мы предвидим появление в ближайшем будущем следующих тенденций: резкое увеличение спроса на сырье, отсутствие полноценной инфраструктуры для его реализации, хранения и транспортировки. В этой ситуации наиболее оптимальным решением станет повсеместное использование танк-контейнеров. журнал "Топливный рынок» |